AS.1979.02.10.00

Дата происшествия: 10.02.1979г.

Время происшествия: около 14.00

Карстовый район: Зап.Кавказ.хр.Алек.

Место происшествия: п.Заблудших. К-35м.(со щелью)

Cведения о составе группы: сборная группа из Перми, Н-Тагила, Москвы.

Руководитель: точных данных нет. Жежудков И.Б. или Потехин М.

Пострадавший: Володин Вадим В. р.10.08.1954. г.Нижний-Тагил. монтер

Обстоятельства происшествия: Володин шел первым, а колодец этот, 33-метровый, наверху заканчивается 3-метровым вертикальным узким шкурником. Влад залез в него, встал в распоре, отцепил грудной карабин, коленный самохват и... вывалился из распора!

Непосредственная причина происшествия: см.ниже

Действия группы: см.ниже

Действия спасотряда: см.ниже

Диагноз: см.ниже

Источник информации: Константин Серафимов "Путешествие во мрак." Самиздат. (см.ниже)

Собственное мнение составителя:



10 февраля 1979г. Зап.Кавказ. хр Алек. ш. Заблудших. в 10 часов дня мы с Колькой забеспокоились, что так долго нет Мишки и Желудя, и около 12 часов втроем с Игорем Галайдой вышли к пещере. Вблизи нее встретили возвращающихся Мишку и Игоря, они были здорово замучены (примерно 16-17 часов работы). Мы начали спуск в Заблудших в 13 часов: прошли первый 15-метровый колодец, 40-метровый каскад (12+8+ 6+12 м), затем второй каскад (25+15 м). Первым сюда спустился я, затем Галайденок. Тут я услышал какой-то неясный стон, и, так как в это время спускался Колька, то я подумал, что это он поет. Когда Молоков спустился, я спросил его - пел ли он. Он ответил, что нет. Мы пошли дальше. Спустились в распоре метра на 3 к ручью, и я опять услышал стон и голос: “Ребята, помогите!” (очень тихий, жалобный, почти плачущий). Я рванулся вперед и в щели, куда уходила веревка, в самом ее верху увидел Влада, висящего вниз головой на нижнем самохвате (*124). Мы быстро обрезали ему самохват (хорошо, что у Игорька был нож!), и Влад съехал вниз на своей рогатке. Провисел он в таком положении около полутора часов, но в начале своего висения он сообразил пристегнуться на рогатку “для того, чтобы когда подойдут ребята, им было легче снять меня”.

А случилось все это так. Влад с Котом были в Обвальном зале (это ниже колодца со щелью на 100 метров: колодец 33 метра, где он висел + К 40 + К 15 метров), и Влад увидел, что Кот в каком-то отрубленном состоянии. Да и у него самого болел желудок. Они начали подъем, прошли К 15, затем К 40 и без отдыха начали подъем на К 33.

Влад шел первым, а колодец этот, 33-метровый, наверху заканчивается 3-метровым вертикальным узким шкурником. Влад залез в него, встал в распоре, отцепил грудной карабин, коленный самохват и... вывалился из распора! Кот ему снизу ничем не мог помочь: по той же веревке Влад ему запрещал лезть. Во-первых, он натянул бы веревку, и Владу стало бы хуже, во-вторых, помочь Владу подняться Кот бы не смог и обойти его в этой щели тоже бы не смог, а в-третьих, веревка была здорово потерта (крученка 8-миллиметровая)”.

Помню, как на этих строчках меня сильно шокировала эта “потертая восьмерка”: на колодцах такой глубины вешать веревку тоньше 10 мм у нас считалось безрассудным. И еще я никак не мог взять в толк - почему бы Коту было не подняться к Владу по второй, самостраховочной, веревке?

Ларчик просто открывался... “Ну, теперь о том, как события развивались дальше. После того, как Влад скатился вниз, туда спустился я и сразу же крикнул Молокову, чтобы они меняли веревку (у нас было с собой 40 метров), а сам, увидев, что Влад в отрубленном состоянии, рванул вниз в Обвальный за аптечкой. Выскочил назад достаточно быстро: вниз уже спустились Колька с Игорьком. Мы сразу дали Владу анальгин и промедол из военной аптечки - вкалывать побоялись, просто дали выпить из шприц-тюбика.

Где-то через час у Влада стала возвращаться чувствительность в ноге (слава Богу!), и еще через 30 минут Колька с Игорьком поднялись наверх, чтобы сделать полиспаст (у нас с собой был один блок и карабины). Полиспастом они его не смогли поднять, и я выскочил наверх по другой веревке, которая у нас была для сопровождающего.

Втроем мы его тоже не смогли поднять. Тогда Молоков спустился вниз, и, слава Богу, Влад нашел в себе силы подниматься сам: один самохват на грудь, второй на здоровую ногу. Колька сопровождал его, поднимаясь рядом по второй веревке и подсаживая его снизу. Далее Влад еще более оклемался и уже смог на последних колодцах подниматься самостоятельно на двух ногах без груди. Кот был тоже в отрубленном состоянии и вышел наверх благодаря тому, что я дал ему таблетку кофеина (она его очень здорово взбодрила и придала сил на время подъема).

Таким образом мы пробыли в пещере 13 часов, а Влад с Котом 16-18 часов.

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ НАША ОШИБКА БЫЛА В ТОМ, ЧТО У НАС НИГДЕ НЕ ВИСЕЛО ВЕРЕВОК ДЛЯ САМОСТРАХОВКИ !!!

А остальное - это наше везенье...” -