AS.1983.10.04.00

СПИСОК №11 Подвода

Дата происшествия: 4 октября 1983 г.

Время происшествия: около 11.50

Карстовый район: С. Кавказ, массив Сары-Тала

Место происшествия: п.Су-Акан Расстояние от входа: 300м, Н-60м

Cведения о составе группы: группа спелеологов Перовского клуба туристов в составе: С.Белоусова, А.Веревкина, Д.Семенова, и И.Белоусовой,

Руководитель: нет данных

Пострадавший: Веревкин Александр (Москва Перовский РТК) р.1960 г. стаж - 5 лет. 3к.с. - уч.

Техника: подводная, АВМ - 1 (130 атм.)

Обстоятельства происшествия: Уровень воды в сифоне был примерно на 10-20см выше, чем в апреле 1982г., когда сифон был пройден без аппарата. Расход воды в момент погружения составлял около 10л/сек. Погода была устойчивая.

Веревкин погружался с аппаратом АВМ-1м (130 атм. перед погружением). Семенов стоял на страховке с АВМ-5 (150атм.) Белоусов держал сигнальный конец. Если бы Веревкин вышел за сифон он должен был закрепить конец и сразу вернуться назад. Веревкин погружался лицом вверх, таща акваланг за собой, за ремни. Ходовой конец был привязан к грудной обвязке. В 11.20 Веревкин нырнул в сифон, и через 10-15мин. вернулся назад. В течение всего времени он активно подавал сигналы о том, что все в порядке. Выйдя он сообщил, что видимость нулевая, что узость у входа в сифон расширяется и что примерно в трех метрах он уперся в завал из веток и щебня. Веревкин решил нырнуть еще раз, чтобы попытаться разобрать завал. В 11.45. он нырнул снова, выбрал за собой три метра ходового конца, после сигналы прекратились. Уровень воды стал понижаться и понизился примерно на 10см. На сигналы Веревкин не отвечал, создалось впечатление, что сигнал заклинило - назад он не шел. Семенов включился в аппарат, нырнул в сифон. Веревкина он обнаружил в сидячем положении между дном и потолком. Маска и акваланг лежали рядом. Семенов развернул тело. Вынырнул, и вместе с Белоусовым вытащили тело из сифона за веревку.

Непосредственная причина происшествия: нет данных

Действия группы: От начала погружения до этого момента прошло около 10 мин. Зрачки у Веревкина были расширены, на свет не реагировал. Белоусов и Семенов (врач по образованию, отлично зарекомендовавший себя во время сложных спасательных работ в п. Майской в 1980г.) сразу же начали делать искусственное дыхание и массаж сердца. Никаких признаков жизни Веревкин не подавал, и в 13.30 попытки реанимации были прекращены.

Действия спасотряда: Извлечено тело было прибывшей для этой цели группой Перовского клуба 7 октября.

Диагноз: смерть наступила в результате асфиксии рвотными массами (бронхи и легкие были забиты творожной массой, воды в легких не было).

Источник информации: Морозов А.(1984г.); В.Э.Киселев,и коллектив авторов Чрезвычайные происшествия при погружениях в сифоны

Описано: они же

Данные предоставлены; ЕСС

Собственное мнение составителя: Без комментариев.



Несчастный случай в Су-Акан

Описание аварии дано в редакции А. Морозова(1984г.)

4 октября 1983г. при попытке прохождения сифона пещеры Су-Акан погиб член Перовского клуба А.Веревкин, 23 года.

Пещера-понор Су-Акан начинается двумя следующими друг за другом колодцами глубиной 17 и 22м. Далее следует просторная горизонтальная галерея, идущая как вверх, так и вниз от основания колодца. Вниз по течению галерея через 250м подходит к сифону. Серьезных технических препятствий на пути от входа до сифона нет.

1 октября 1983г. группа спелеологов Перовского клуба туристов в составе: С.Белоусова, А.Веревкина, Д.Семенова, и И.Белоусовой, выехали из Москвы на плато Сары-Тала вблизи Нальчика, где находится пещера. Целью путешествия было соединение пещеры Су-Акан с пещерой Главный калибр (? - в рукописи не разборчиво - прим. составит.), через которую, вероятно происходит разгрузка вод первой.

Трое участников путешествия имели значительный опыт со значительным превышением по отношению к категории сложности выбранных объектов, но без учета подводной работы. Опыт подводной работы в автономных дыхательных средствах имелся только у двух участников, Веревкина и Семенова и то на открытой воде.

Спуск в пещеру был начат 4 октября примерно в 10 часов. В 11.00. группа (Белоусов, Семенов, Веревкин) была у сифона. В привходовой части сифон представляет собой щель высотой 0,4-0,5м. и шириной около 2-х м. Уровень воды в сифоне был примерно на 10-20см выше, чем в апреле 1982г., когда сифон был пройден без аппарата. Расход воды в момент погружения составлял около 10л/сек. Погода была устойчивая.

Перед погружением были оговорены следующие сигналы: все в порядке - одно натягивание веревки, опасность - частое подергивание.

Веревкин погружался с аппаратом АВМ-1м (130 атм. перед погружением).

Семенов стоял на страховке с АВМ-5 (150атм.) Белоусов держал сигнальный конец.

Если бы Веревкин вышел за сифон он должен был закрепить конец и сразу вернуться назад. Веревкин погружался лицом вверх, таща акваланг за собой, за ремни. Ходовой конец был привязан к грудной обвязке.

В 11.20 Веревкин нырнул в сифон, и через 10-15мин. вернулся назад. В течение всего времени он активно подавал сигналы о том, что все в порядке. Выйдя он сообщил, что видимость нулевая, что узость у входа в сифон расширяется и что примерно в трех метрах он уперся в завал из веток и щебня.

Веревкин решил нырнуть еще раз, чтобы попытаться разобрать завал. В 11.45. он нырнул снова, выбрал за собой три метра ходового конца, после сигналы прекратились. Уровень воды стал понижаться и понизился примерно на 10см. На сигналы Веревкин не отвечал, создалось впечатление, что сигнал заклинило - назад он не шел. Семенов включился в аппарат, нырнул в сифон.

Веревкина он обнаружил в сидячем положении между дном и потолком. Маска и акваланг лежали рядом. Семенов развернул тело. Вынырнул, и вместе с Белоусовым вытащили тело из сифона за веревку.

От начала погружения до этого момента прошло около 10 мин. Зрачки у Веревкина были расширены, на свет не реагировал. Белоусов и Семенов (врач по образованию, отлично зарекомендовавший себя во время сложных спасательных работ в п. Майской в 1980г.) сразу же начали делать искусственное дыхание и массаж сердца. Никаких признаков жизни Веревкин не подавал, и в 13.30 попытки реанимации были прекращены.

Извлечено тело было прибывшей для этой цели группой Перовского клуба 7 октября. Вскрытие показало, что смерть наступила в результате асфиксии рвотными массами, воды в легких не обнаружено.

Из сказанного видно, что:

1. Гибель Веревкина результат действия двух факторов:

а) неумеренного приема пищи (3л айрана) незадолго (около 3х часов) до погружения;

б) с большей степенью вероятности, каким-либо фактором, провоцирующим рвотный рефлекс;

в) хотя формально минимальные сроки между приемом пищи и погружением были соблюдены, формальный подход оказался в данном случае роковым, поскольку было известно, что Веревкин имел слабый желудок (предположительно страдал хроническим гастритом), по каковой причине он прекращал прием пищи задолго до погружения. Количество принятой пищи было экстраординарно велико, ее характер вполне мог вызвать раздражение слизистой желудка;

г) второй фактор может быть назван только предположительно; им могло быть:

- попадание воды в дыхательные пути, попадание воды под маску, подшлемник; проглатывание воздуха, неудобная поза в узком сифоне. Могло иметь место и сочетание этих факторов.

2. Попадание воды в дыхательные пути через рот могло иметь место со значительной вероятностью по следующим причинам:

- пострадавший легко мог выпустить загубник изо рта, поскольку аппарат не был надет на него, транспортировался на руке;

- в сифоне имелось довольно сильное течение;

- сифон был узок и в нем имелся мусор (ветки, щебень и пр.);

- видимость в сифоне практически отсутствовала;

- те же факторы могли способствовать нарушению положения маски на лице погибшего;

- попадание воды в подшлемник (в ухо) являются все же весьма вероятными, т.к. погружение осуществлялось в гидрокостюме "Тегур", мало приспособленном для погружения.

- проглатывание воздуха было вероятным, поскольку воздух поступал из шлангов под избыточным давлением - легочный автомат аппарата (напоминаю! АВМ1м! - сост.) находился ниже грудной клетки на О,5м.

Опасность всех выше перечисленных факторов была явно недооценена группой и, прежде всего, погибшим, который был уже знаком с данным сифоном и был главным инициатором погружения.

Таким образом, первопричиной несчастного случая явилась недооценка опасности погибшим при полном попустительстве со стороны руководителя путешествия и участников.

Необходимо отметить, однако, еще ряд ошибок допущенных группой, которые, хотя и не имели отношения к данному несчастному случаю, но могли сыграть роль при другом ходе событий:

1. Страховочный конец был просто закреплен на погибшем, который не держал его в руке.

2. В виду особенностей данного сифона, принятая система могла отказать из-за заедания конца в любой момент; но отсутствие сигнала, в любом случае, должно было побудить обеспечивающего (так в тексте - сост.) немедленно идти на помощь. Решение однако принято было не сразу.

3. Обеспечивающий (страхующий!) не был готов к немедленному погружению, из-за чего было потеряно несколько минут.

4. Для погружения использовались аппараты обычного типа, без дублирования систем подачи воздуха, что является обязательным при прохождении сифонов...

5. Руководитель путешествия не имел спелеоподводного опыта и потому не мог своим авторитетом влиять на принимаемые решения, а следовательно, не должен был брать на себя такую ответственность.

6. В группе не было ни одного человека имеющего спелеоподводный опыт, так что такая группа вообще не могла брать на себя задачу прохождения сифона с применением автономных дыхательных приборов.

Преодоление сифонов является сложным элементом спелеопутешествий и его безопасность обеспечивается лишь при строгом и неформальном соблюдении всех требований, применяемых при проведении погружений с тщательным учетом всех конкретных условий.

Таким образом, хотя главным виновником несчастного случая является сам погибший, заметная вина лежит и на других участниках путешествия, а так же на спелеосекции Перовского клуба, допустившего выпуск на маршрут группы без консультации с МКК.

К сожалению, выход на маршрут без прохождения МКК был спровоцирован решением Московского совета по туризму и экскурсиям, сделавшим выпуск большинства групп на маршруты практически невозможными.

Замечания составителя (1984г.) речь идет о разработанных на Всесоюзном семинаре спелеоподводников (Чусовая - 1983гю) Правилах производства погружений п закрытых карстовых водоемах.

-нарушены п.п. 2.1б; 2.1г; 2.3;

- АВМ-1м см. пункт 3.7

- норма приема пищи - за два часа, для здорового организма.



Еще одно описание

Список №5.

В. Э. Киселев, В. Резван, А. Шумейко, А. Коротаев, С. Пономарев, И. Чеботарева, Н. Чеботарев, А. Чичеров, Н. Шатский, Р. Прохоров, Е. Снетков, С. Масленников

Чрезвычайные происшествия при погружениях в сифоны

Дата происшествия: 4 октября 1983 г.
Местонахождение пещеры: С. Кавказ, массив Сары-Тала
Название пещеры: Су-Акан
Категория сложности похода: 2
Расстояние от входа: 300м
Глубина: 60м
Ф.И. пострадавшего: Веревкин Александр
Дата рождения: 1960 г.
Спелеоопыт: 3 уч.
Стаж занятия спелеотуризмом: 5 лет
Город: Москва
Секция: Перовский РТК

Обстоятельства происшествия: Группа из 4-х человек выехала 1 октября из Москвы для прохождения ряда пещер, в т.ч. и некоторых сифонов. Двое участников имели подводный опыт, но небольшой и на открытой воде. 3 октября - заброска, 4 - начало работы под землей. Перед выходом А.В. выпил большое количество айрана. При погружении в сифон А.В. через 3 метра уткнулся в древесный завал. Вернувшись, он повторил попытку разбора завала. Так как после повторного погружения по ходовому концу не было никаких сигналов, через 10 минут в сифон пошел Д.С. и веревкой вытащил А.В. из сифона.

Последствия происшествия: Смерть в результате белой асфикции (бронхи и легкие были забиты творожной массой, воды в легких не было).

Меры жизнеобеспечения пострадавшего после происшествия: А.С. (врач) и С.Б. сразу же приступили к искусственному дыханию и массажу сердца. А.В. не подавал никаких признаков жизни, и через 1,5 часа попытки реанимации были прекращены.

Организация спасательно-транспортных работ: В Москву о ЧП было сообщено в 6 утра 5 октября. Утром 6 октября спасотряд клуба был в Мин. Водах, вечером - у пещеры. 7 октября в 10:00 - спуск под землю первого спасателя, в 17:00 - тело поднято наверх, еще через 2 часа - поднято последнее снаряжение.