AS.1987.02.00.02

As1987/02/00/02

Список №8. Серафимовский

Дата происшествия: февраль 1987г.

Время происшествия: нет данных

Карстовый район: Алтай.

Место происшествия: п.Алтайская. спуск в зал имени Алтайского Государственного Университета - зал АлГУ.

Cведения о составе группы: УТП спелеосекции г.Усть - Каменогорск

Руководитель: нет данных

Пострадавший:. Владимир Пантюхин Усть - Каменогорск

Обстоятельства происшествия: при спуске в зал имени Алтайского Государственного Университета - зал АлГУ. пострадавший пристегнулся на крюк коротким усом и потихоньку сполз в отвес где и завис на самостраховке. Затем встегнул веревку в решетку и зафиксировал ее на рожках спускового устройства. теперь надо было встегнуть выше решетки зажим и спускаться, как положено, с самостраховкой. Но Пантюхин уже полпещеры спускался без самостраховки. Поэтому не проделал этого и на этом отвесе. Затем подтянуться на руках и выстегнуть самостраховку. Решетку не удалось нагрузить, более того она оказалась на уровне глаз отдельно от него. Дальше началось падение с попыткой затормозить голыми руками за рапель.

Непосредственная причина происшествия: лежа на карнизе, Пантюхин отжал о камень защелку карабина и в момент подтягивания снялся крюком уже открытого карабина со скобы решетки. Отсутствие самостраховки, отсутствие рукавиц.

Действия группы: Петров Н. пытался смягчить удар падающего тела

Действия спасотряда: нет

Диагноз: неизвестен

Источник информации: Из самиздатовской книги Константина Серафимова "Путешествие во мрак."



Февраль. Алтай. п.Алтайская. спуск в зал имени Алтайского Государственного Университета - зал АлГУ. Усть - Каменогорск. Владимир Пантюхин. пристегнулся на крюк коротким усом, потихоньку сполз в отвес и завис на самостраховке. Пещера здесь образовывала весьма острый карниз, который выступал из стены на уровне володиного живота. А дальше шла пустота - ноги до стен не доставали. Встегнул веревку в решетку и зафиксировал ее на рожках спускового устройства. По-хорошему, надо было теперь встегнуть выше решетки зажим и спускаться, как положено, с самостраховкой. Но Пантюхин уже полпещеры спускался без самостраховки. Теперь оставалось подтянуться на руках и выстегнуть самостраховку. Вова покрепче взялся за веревку под самым крюком, примерился и, резко подтянувшись на руках, вынул из крюка карабин самостраховочного уса: выстегнул ус и начал осторожно опускаться на решетку. Что-то было не так! Он никак не мог сесть на решетку, не чувствовал под собой опоры, все больше соскальзывая животом с карниза в пустоту зала, и уже висел почти на вытянутых руках. Решетка! Она висела на веревке на уровне пантюхинского носа, тщательно зафиксированная, как на учебных занятиях, но... она висела отдельно от него. Если бы не мешок, Пантюхин бы вылез. Рукавиц нет, значит, если съезжать на руках, то за 15 метров все руки сожжешь к черту! Пантюхин стал вращательными движениями накручивать рапель на ногу и висящий на трансрепе мешок, сообразив, что так трения при падении будет побольше. Коля Петров услышал свист трущейся обо что-то мягкое веревки и понял, что Пантюхин “пошел”. Он приготовился принять удар, напружинился, и в тот же момент тяжелый толчок сбил его с ног, повалив в расщелину между глыб. Спустя мгновение, не чуя ушибов, Петров уже снова был на ногах. Анализируя этот случай, мы пришли к выводу, что лежа на карнизе, Пантюхин умудрился отжать о камень защелку карабина и в момент подтягивания снялся крюком уже открытого карабина со скобы решетки. Невероятно, но факт! Почему-то он не подумал о возможности встегнуться усом в висящую на уровне глаз решетку или попытаться одним движением прицепить к рапели пуани с педалью - и все!

Из самиздатовской книги Константина Серафимова "Путешествие во мрак."