As1995/03/08/01

Список №5.

В. Э. Киселев, В. Резван, А. Шумейко, А. Коротаев, С. Пономарев, И. Чеботарева, Н. Чеботарев, А. Чичеров, Н. Шатский, Р. Прохоров, Е. Снетков, С. Масленников
Дата происшествия: 8 марта 1995 г.
Местонахождение пещеры: Архангельская обл., р. Пинега
Название пещеры: ЖВ-52
Категория сложности похода:
Глубина: 0м
Ф.И. пострадавшего: Киселев В. Э.
Город: Москва
Секция: Спелеоклуб "Перово"
По плану Володя Киселев должен был пойти по старому ходовому концу из полевого провода, разматывая новый "полевик". На 100 метрах он планировал оставить баллон без манометра (N1, 160атм, неисправность: травление через вентиль КВ1), на котором и собирался идти от входа до 100м и, возвращаясь, - обратно до входа. Для дальнего участка у Киселева было еще два баллона с манометрами (N2, N3) - оба по 160атм.
После возвращения Володи погружаться должен был Рома, используя легочные автоматы и редукторы с баллонов Киселева - имелось только три системы на шесть баллонов, чтобы пройти сифон или обследовать боковые ответвления (одно из таких ответвлений находилось на 100 метрах), в зависимости от ситуации.
Через 40-50 минут погружения - рывки или подергивания ходового конца. И все.
Только через сутки Рома пошел в сифон с двумя аппаратами "Подводник-2", привезенными архангельскими спасателями. По пути "туда", на 80 метрах обнаружена одна ласта с оборванным креплением, на 100 метрах - пустые баллоны N1 и N2, у N2 шланг запутан в новом проводе, N1 пристегнут к ходовому концу карабином. На 220м обнаружена незакрепленная катушка с остатками провода и единственными кусачками - средством перекусывания провода. Рома дошел до 250м, где глубина уменьшается, а видимость становится хуже, привязал ходовой конец и пошел назад. На ста метрах достаточно быстро, может быть, за минуту он распутал шланг, забрал оба баллона. На 60 метрах, под потолком Рома обнаружил тело Киселева. Страховка отстегнута от ходового конца, легочник не пристегнут. Баллон N3 - пустой. В маске - немного крови.

Вероятно, Володя, возвращаясь обратно на N3, возможно, при попытке переключения на N1, не заметил, как легочник N2 запутался в проводе. На распутывание, по неясной причине, не хватило воздуха, а, из-за отсутствия забытых или ошибочно оставленных вместе с катушкой кусачек, не хватило времени. При оценке ситуации В. Киселев пришел к выводу о бесполезности аквалангов N1, N2 и, бросив их, совершил неудачную попытку выбраться из сифона с аквалангом N3. Положение усугубилось при потере неисправной ласты на 80м от входа.

08 03.1995

Пусть рок оказался живучей — Он сделал, что мог и что должен. Победу отпраздновал случай... Ну что же, мы завтра продолжим?

В. ВЫСОЦКИЙ

4 марта 1995 из Москвы на Пинегу (Архангельская область) отправилась спелео-подводная экспедиция. При первопрохождении сифона в пещере ЖВ-52 трагически погиб Владимир Киселев. Об этом последнем для Володи погружении рассказывает участник этой экспедиции, московский спелеолог-подводник Роман Прохоров.

— Целью нашей экспедиции было обслелование обводненных пещер Беломорско-Кулойского плато, в частности, пещеры ЖВ-52. В прошлом году В.Киселев нырял в этой пещере и прошел 190 метров.

8 марта в 13 часов 45 минут Киселев начал погружение в пещере ЖВ-52. При себе он имел 3 баллона (но 7 л, 160 атм), катушку с ходовым концом, 2 фонаря, закрепленные на каске.

Хотя в сифоне был в прошлом году проложен ходовой конец, решили проложить параллельно ему новый, так как было неясно, в каком состоянии находится старый провод (в весеннее время здесь бывают очень мощные паводки, уровень воды поднимается на несколько метров).

Два баллона из трех имели манометры для контроля запаса во здуха. по плану Киселев должен был оставить баллон без манометра на отметке 100 метров от входа и далее плыть с двумя баллонами, закрепленными на боках, так как на 190-м метре начиналось сужение в подводном завале. Он собирался проложить ходовой конец, на возможное расстояние, а при возвращении забрать баллон и выйти на поверхность. После этого, сняв с его баллонов легочные автоматы и поставив их на три других полных баллона (баллонов было шесть штук, а легочников только три), погружение должен был совершить Роман Прохоров, чтобы пройти дальше или обследовать боковые ходы (в зависимости от ситуации). По запасу воздуха длительность погружения Киселева должна была составить один час.

Прошло три часа, Киселев на поверхность не вышел. Так как второму подводнику нырять было не с чем, то были организованы возможные в данной ситуации спасработы — а именно, обследование близлежащих сухих пещер, так как существовала возможность выхода Киселева в одну из таких пещер. Эти поиски результатов не дали... И поселок Пинега ушло два человека для вызова вертолета с необходимым спасательным оборудованием и, прежде всего, аквалангами для ныряния в ЖВ-52.

Утром 9 марта прибыл вертолет со спасателями из Архангельска. Где-то в 14 часов Роман Прохоров, снаряженный двумя аппаратами “Подводник-2”, начал погружение с целью проведения поисковой операции.

В 80 метрах от входа им была обнаружена одна из ласт Киселева с оборванным креплением-ремешком. На отметке 100 метров были найдены дна баллона. Один из них — тот, который Киселев должен был там оставить по плану. Воздушный шланг второю баллона был запутан в ходовом конце, который прокладывал Киселев. Оба баллона были пусты. Прохоров прошел дальше, до конца размотанного ходового конца. На отметке 220 метров лежала незакрепленная катушка с остатками провода. Прохоров дошел до отметки 250 метров, где закрепил ходовой конец за отверстие в стене, отрезал катушку и поплыл назад. На обратном пути он собрал снаряжение (выпутав баллон из провода) и в 60 метрах от входа обнаружил под потолком прохода (высота прохода 3-4 метра) тело Киселева с третьим баллоном. Этот баллон был также пуст. По медицинскому заключению, смерть наступила в результате классического утопления. Владимир Киселев захлебнулся.

Складывается следующая общая картина происшествия. На обратном пути, в том месте где он оставил баллон, Киселев зацепил ходовой конец, а так как он фактически не был закреплен в своей дальней точке, то образовалась петля, которая затянулась вокруг воздушного шланга баллона Киселева. Пытаясь распутаться, Киселев израсходовал весь воздух в двух баллонах, но в конце концов сумел отцепить их и на остатках воздуха в третьем баллоне поплыл к выходу. Распутывание провода, вероятно, осложнилось мутью, поднятой со дна, и слабым светом в фонарях В.Киселева, т.к. батарейки за это время должны были сильно разрядиться.

По дороге к выходу из пещеры у него сломалось крепление ремня ласты, что резко снизило скорость продвижения, усилило стрессовость ситуации и соответственно ход воздуха, которого в конечном счете хватило до выхода.

Схема сифона пещеры ЖН-52. Расстояние от входа в сифон в метрах: 60 — место, где было найдено тело Киселева; 80 — потерянная ласта; 100 — два баллона, один из которых запутан в ходовом конце; 190-200 — узкое место (вывал породы сверху); 220 — конечная точка, достигнутая при погружении Киселева; 250 — место окончательного закрепления ходового конца (погружение Прохорова).